Интервью для Esquire: «Каково это — быть уличным художником»

Быть уличным художником небезопасно. Тут всегда надо быть готовым к сюрпризам – столкновениям и погоне с полицией, стычкам с далекими от мира искусства людьми. Самой сложной из моих работ стала инсталляция ”Всемпох”, для ее выполнения пришлось вызывать специальный автомобиль-вышку и подвешивать манекен в центре города на глазах у прохожих. Идея проекта пришла мне в голову, когда я прочитал в газете, что Казахстан входит в первую тройку стран по числу самоубийств. Меня потрясли приведенные цифры, но еще больше поразило равнодушие соотечественников – новость осталась не замеченной. lSK_jg9eNnY

Обществу и государству нет дела до самоубийственной статистики, в чем другом, но в праве добровольно лишать себя жизни казахстанцам не отказывают. Сотни наших граждан – друзей, коллег, соседей, родных – в отчаянии вскрывают себе вены, глотают яд, травятся газом и вешаются. А общество стыдливо отворачивается и делает вид, что ничего не происходит. И я решил действовать. Я решил вытащить самоубийц из их одиноких берлог и выставить на всеобщее обозрение. Смотрите, сволочи, и больше не говорите, что вы не знали! И потом уже живите спокойно, если сможете.

Исполнившись решимости, я несколько дней ходил по городу, тщательно выбирая место для будущей акции. У нас нет ни одной площадки, где можно открыто поднимать злободневные темы. Казахстанские фестивали с их мудреными инсталляциями в виде юрт с пропеллерами и камнями на улицах не раскрывают проблем, даже когда организаторы ставят перед собой такую цель. А я хотел привлечь внимание. Поэтому выбрал не граффити в подворотне, а билборд в центре города, на людном перекрестке Весновки и Абая, возле парка развлечений «Мир фантазии» – места, где народ веселится, не задумываясь о чужом горе. Я предоставил любителям острых ощущений, может быть, самое острое и неподдельное ощущение в их жалких жизнях…

Все что нужно было для инсталляции, я купил сам. За манекеном – обычным торговым манекеном – съездил на большую барахолку. Это сэкономило мне деньги. Там же купил веревку, скотч, нитки и краски, а одежда, которую я надел на манекен, была моей собственной. Машину–вышку нашел по обычному объявлению в интернете, за 5 тысяч тенге в час. Весь проект обошелся мне в 30 тысяч тенге. Бесплатную помощь оказал друг и соратник, за что я ему очень благодарен.

Нашей задачей было выставить инсталляцию ранним утром – когда еще не день и уже не ночь – я специально рассчитал время с такой целью, чтобы висельник провисел как можно дольше, и его посмотрело больше людей, идущих на работу. Водитель машины, увидев меня с большим мешком в руках и манекеном наперевес, ничего не спросил, даже не выказал удивления, видимо, разные у него бывают заказы. Хотя выглядели мы с другом подозрительно. Приехав на место, мы быстро соорудили петлю, сунули в нее манекен и полезли на билборд. Тут водитель все-таки полюбопытствовал, что это мы удумали – мы ответили, что работаем в рекламе, а это такая креативная кампания. И она получилась на славу, мы быстро справились с задачей, но когда уже заканчивали, к нам подошел человек в штатском, представившийся майором. Он посмотрел на висящий на рекламном щите труп, сказал: «Ребята, у вас большие проблемы», – и потребовал пройти с ним. Попросив подождать, пока расплатимся с водителем, мы быстро собрали вещи, сели в машину и дали по газам. Мы смылись потому что, думаю, это был никакой не майор, а просто моральный урод, решивший докопаться до художников. Есть такой контингент обывателей, которые не просто не понимают искусство, но стараются с ним бороться.

Потом в прессе, конечно, пошли публикации, журналисты молодцы, успели сфотографировать «висельника». Подали голос и всевозможные ханжи: ах, это оскорбление, кощунство, надо наказать хулиганов. Но стрит-арт для меня не развлечение, не хобби, я отношусь к своему делу со всей серьезностью и бегаю по ночам с баллончиком краски не просто так. Я хочу изменить мир к лучшему, заставить людей проснуться. Я – человек-будильник!

Моя работа на тему суицида была номинирована на множество российских премий в области современного искусства. Только казахстанский союз художников дал негативную оценку, заявив в СМИ, что «так рисовать нельзя», “это не искусство”. Ну а я со своей стороны считаю, что нельзя рисовать из года в год шаблонных батыров и лошадей. Вот это не искусство!

«Всемпох» – единственная инсталляция, которую я осуществил ранним утром, обычно я вынужден работать ночью, украдкой, так, чтобы меня не поймали. Мне не раз приходилось иметь дело с полицией. Но будучи замеченным, я никогда не убегаю от стражей порядка – ведь моя принципиальная позиция заключается в том, что я законы не нарушаю.

В последнее время я делаю упор на стрит-арт –это более идейное направление по сравнению с граффити, единственное, очень обидно, что твой творческий труд сносят через час после установки.

Я еще ни разу не платил штраф, хотя угрозы об административной ответственности звучат даже со страниц прессы. Деньги на материалы и вообще на жизнь я зарабатываю сам: рисую на заказ и оформляю заведения. Так что даже если мне придут какие-то штрафные санкции, я добросовестно их погашу и продолжу заниматься своим делом. Я убежден в том, что в моих работах нет ничего противозаконного, пусть наша полиция лучше ловит преступников и убийц, чем художников.

Бомбить стены по ночам – непередаваемое ощущение, коктейль из страха и адреналина, который заставляет меня испытывать счастье. Моя первая концепция была проста. Я взял за основу крылатое выражение “у стен есть уши” и изобразил его в буквальном смысле. Впоследствии я нарисовал более 200 ушей на стенах Алматы, Екатеринбурга, Ташкента, Бишкека, Москвы и Питера. Мне понравилось, что мои идеи выходят за рамки родного города, поэтому я решился на путешествие. Взял рюкзак, небольшие сбережения и сбежал из родительского дома. Я проехал автостопом через всю Россию, оставляя за собой метки на стенах.

52e10a918f27d[1]

 Моя последняя работа – трусы, развешанные перед зданием акимата Алматы, – снова подняла волну дискуссии. Я осознаю, что сделал провокационное заявление, но это был не просто камень в сторону властей, а стеб над сложившейся ситуацией.

Паша Кас, уличный художник, 18 лет. Записал Анвар Мусрепов. Фотографы: Олег Зуев, Анвар Мусрепов

http://esquire.kz/content/973-kakovo_eto__byit

Поделиться в соц. сетях

Комментариев: 56 на “Интервью для Esquire: «Каково это — быть уличным художником»

  1. The people you should watch are those who are able to get themselves to put in the work each and every day for they are the ones you should emulate or compete with depending on the situation. These are the people who produce real results. These are the ones who have mastered the art of taking consistent action and unless you do as well, they will leave you in the dust.
    coach 80% off sale http://www.coach80off.com/

Добавить комментарий